Для вас родители!

Консультация для родителей.

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в семье»

В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу и консультации позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые проявляются тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия — этого на первых порах достаточно для нормального физического развития. Что еще необходимо ребенку, так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом. Более или менее выраженная перинатальная энцефалопатия сейчас есть практически у каждого новорожденного и часто требует длительного лечения.

Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: Не бегай! Сиди спокойно! Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится дольше нескольких минут находиться в одной и той же позе, ребенок обвисает, вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски — и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) — необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает ситуацию. При сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут выпукл остью вправо, а позвонки при взгляде сверху — закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют школьным сколиозом — именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной удобной, но неправильной позе при письме правой рукой. Одно из старинных синонимичных названий юношеского кифоза — кифоз подмастерьев. Подмастерьям портных и сапожников приходилось сутулиться за работой, в отличие от подпасков, принцев и нищих, которые чаще вырастали прямыми и стройными. А горбится ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей — позвоночнику все равно.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  Своевременное правильное питание;

  Свежий воздух;

  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

  Оптимальная освещённость;

  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

  Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

  Следить за собственной походкой.

 

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей о Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

 

 

Памятка для родителей

Плоскостопие. Как его выявить?

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается) ; тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

• Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

• Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

• При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

• Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5, 5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

• Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

• Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

• Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга) .

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед) ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.

9. «Утюжки». Сидя на полу потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами ног по голеням, затем — круговые движения.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

 

 Анкета для родителей

Есть ли у вашего ребенка плоскостопие?

 

1. Появляются ли боли в ногах у вашего ребенка в конце дня?

Да (0 баллов); нет (1 балл)

 

2. Появляются ли отеки в области голеностопного сустава?

Да (0 баллов); нет (1 балл)

 

3. Какую обувь носит ваш ребенок?

На сплошной подошве (0 баллов); на небольшом каблуке(1 балл); на высоком каблуке(0 баллов).

 

4. Выполняете ли вы специальные упражнения для укрепления мышц стопы и голени?

Да (1 балл); нет (0 баллов)

 

5. Занимаетесь ли вы с ребенком спортом?

  Да (1 балл) ; Нет (0 баллов)

6. Достаточно ли вы ходите пешком ( прогулки)?

Да (1 балл); нет (0 баллов)

 

7. Закаляете ли вы своего ребенка?

a) Ножные ванны (1 балл);

b) Обтирание стоп(1 балл)

c) Обливание общее (1 балл)

d) Не закаляетесь(0 баллов)

e)

8. Сколько раз в день питается ваш ребенок?

a) Один (0 баллов)

b) Два ( 0 баллов)

c) Три и более (1 балл)

d)

9. Употребляет ли ваш ребенок витамины?

Да (1 балл); нет (0 баллов)

Критерии оценки

 

- Если вы набрали до 5 баллов, у вас плоскостопие. Обратитесь к врачу.

- Если вы набрали от 5 до 10 баллов, у вас предрасположенность к плоскостопию.

- Если вы набрали от 10 баллов и более, плоскостопия у вас нет.

 

Поддерживайте свою физическую форму! Помните :плоскостопие легче предупредить, чем лечить.

 

Анамнез (опрос родителей) по следующим вопросам.

 

1. Возраст ребенка;________________________________________

 

2. Условия жизни_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный и тазобедренный суставы), продолжительность (количество часов или минут), время появления (утром, днем , вечером). Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные для ревматизма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перенесенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (вывихи и переломы, вид и длительность лечения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Особенности родов : срочные роды, стремительные, кесарево сечение, ягодичное предлежание плода, доношенный или недоношенный ребенок)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует)________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тест для родителей

 

Есть ли у вашего ребенка плоскостопие?

 

1. Возьмите чистый листок бумаги, положите его на пол.

2. Намажьте стопы жирным кремом и встаньте на листок.

3. На листе остается отпечаток стоп . Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления.

4. Проведите перпендикуляр к этой линии, пересекающий углубление стопы в самом глубоком месте.

5. Если отпечаток в узкой части составляет не более 1\3 этой линии – стопа нормальная, если достигает 1\2 этой линии у вас плоскостопие, обратитесь к врачу ортопеду.

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей

«Стопа – дошкольника!»

Уважаемые родители!

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка , является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений его ноги должны быть здоровы.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей . Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение , в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Форма стопы также влияет на состояние осанки и позвоночника ребенка. В домашних условиях можно провести исследование отпечатков стопы вашего ребенка – плантографию.

Для этого возьмите писчую бумагу и приготовьте раствор « зеленки» либо гуашевую краску . Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на его стопы красящее вещество. Взяв ребенка за обе руки предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся контур.

Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду , влияют на свод стопы? Их делят на две группы : внутренние, определяемые физическими закономерностями роста и развития детского организма ( сила мышц и эластичность связок), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием ( избыток массы тела) и состоянием здоровья частые простуды , хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие физические нагрузки на стопы)

Возьмите карандаш и линейку. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка – стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия : боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах ( характерно для теплого периода года, когда ребенок

много двигается), тяжелая косолапая походка, обувь, скошенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

 Следует обязательно проконсультироваться с врачом –ортопедом детской поликлиники.

 Плоскостопие-это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

 При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. ВВ результате , когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

 Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается « физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская , можно говорить об истинном плоскостопии.

 Ношение неподходящей обуви ( излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника , без эластичной подошвы, Без каблука или с каблуком, превышающем 1 см ) не может вызвать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

 Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы ( недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью), иметь достаточно гибкую ( но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.